1806 - Открылась первая в России (и третья по счету в мире) глазная лечебница. Существовала до 1824 года, когда на смену ей пришла частная Глазная лечебница, учрежденная лейб-окулистом В.В. Лерхе.
1844 - В маленьком провинциальном городке Тихвине в 200 км. от Санкт-Петербурга родился композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908). В 1859-1869 брал уроки у пианиста Ф.А. Канилле. Выпускник петербургского Морского корпуса, участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (1862-65) и посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки. В 1861 стал членом Балакиревского кружка «Могучая кучка», оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873-84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874-81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883-94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность. Во время Революции 1905-07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства). Важное просветительское значение имела дирижёрская деятельность Римского-Корсакова, пропагандировавшего произведения русских композиторов. Будучи участником так называемой "Могучей кучки", проявил себя как выдающийся дирижер и педагог, воспитав целую плеяду замечательных русских композиторов. Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина»; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А.К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых - А.К. Глазунов, А.К. Лядов, А.С. Аренский, М.М. Ипполитов-Иванов, И.Ф. Стравинский, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, М.А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н.В. Лысенко, А.А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом - автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1906). За долгую творческую жизнь Римский-Корсаков написал 15 опер, а также симфонии, сюиты и увертюры. Он принимал участие в завершении, публикации и постановке произведений других композиторов, как, например, "Хованщины" Мусоргского. Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря». Под влиянием и руководством М.А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко» (1867), 2-я симфония «Антар» (1868). В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л.А. Мея). Увлечение фольклором, древне-славянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» (по Н.В. Гоголю. 1879), «Снегурочка» (по А.Н. Островскому, 1881), «Млада» (1890), «Ночь перед Рождеством» (по Н.В. Гоголю, 1895), «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). 15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), стилистических, драматургических, композиционных решений (сочинения, тяготеющие к номерной структуре и к непрерывному развитию, оперы с массовыми сценами и камерные, с развёрнутыми ансамблями и без них). Наиболее полно дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром сказочности, с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрываются его живописно-изобразительный дар, чистота лирики - искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости. Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А.С. Пушкина, посвящена А.С. Даргомыжскому, 1897), в одноактной опере «Боярыня Вера Шелога» (пролог к «Псковитянке», 1898) и особенно в драме на историко-бытовой сюжет «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начала 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с её подчёркнуто театральной условностью и элементами стилизации народного лубка, в «осенней сказочке» «Кащей бессмертный» (1902), в которой сказочная тематика трактуется символистско-аллегорически. Высокие нравственно-философские проблемы подняты в опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904). Последняя опера композитора - «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) - беспощадная сатира на царское самодержавие.
1869 - В Университете от имени Д.И. Менделеева сделано первое сообщение об открытии Периодического закона химических элементов.